№ 161
1911 г. октября 27.— Из донесения харьковского губернатора министру внутренних дел о росте недовольства рабочих ХПЗ снижением расценок
Циркуляром Департамента полиции от 16 сентября сего года за № 107400 было обращено мое внимание на возможность в ближайшем будущем целого ряда экономических забастовок. В настоящее время ко мне поступили сведения, что на Харьковском заводе РП и МО выполняется заказ на пять товарных паровозов Варшавско-Венской железной дороги, причем администрацией завода понижена расценка работ по сравнению с расценками 1905 и 1908 гг. на 20%. Эта расценка хотя и приближается к расцепке 1909 года на паровозы Китайской дороги типа «4/5», так как паровозы Варшавско-Венской дороги не сложнее типа «4/5», но общее понижение расценки, которое имело место на заводе в 1908 и 1909 годах, не касалось типа паровозов Варшавско-Венской дороги, ввиду чего теперешнее понижение расценки сильно волнует рабочих, которые по имеющимся у меня сведениям, выжидают лишь удобного момента для забастовки, и таким моментом они считают время, когда на завод поступит заказ на механические части для строящихся морским ведомством дредноутов, и рабочие руки будут крайне необходимы. Путем забастовки рабочие рассчитывают заставить заводоуправление повысить расценки заработной платы. Я со своей стороны не могу не обратить внимания на то, что администрация Харьковского завода РП и МО в течение целого ряда лет постоянно производит понижение расценок на производящиеся на заводе работы. Если в ближайшие после 1905 годы понижение расценок на заводе находило себе оправдание в том, что заработная плата в 1905 г. была вздута до крайних пределов и совершенно не соответствовала интересам завода, то в данное время дальнейшее понижение заводом расценок не вызывается, невидимому, никакими особыми основаниями, в подтверждение чего можно сослаться на то, что другие механические заводы вверенной мне губернии, приведя расценки работ в более нормальное положение, дальнейшего понижения уже не производят. Действия администрации Харьковского [завода] РП и МО являются тем более опасными с точки зрения государственного порядка, что если рабочие этого завода, доводимые администрацией до постоянного раздражения, устроят забастовку в момент сдачи заводу важных государственных заказов, необходимых для обороны нашего отечества, то забастовка на паровозостроительном заводе легко может распространиться и на другие заводы вверенной мне губернии...
Губернатор
Управляющий канцелярией
ГАХО, ф. 3, оп. 287, д. 3282, лл. 22—23. Отпуск.